- Главная
- >
- О компании
- >
- Новости в СМИ о компании ФЛИМ
- >
- Авторынок России достиг дна
Авторынок России достиг дна
Ассоциация европейского бизнеса в очередной раз подводит итоги продаж легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России. Похоже, что показатели первого полугодия 2009 года войдут в историю как самые низкие. Финансовый кризис ощутило на себе абсолютное большинство автопроизводителей.
Среднее падение рынка за последние шесть месяцев составило 49%. Это означает, что в этом году в РФ было продано на 732 027 автомобилей меньше, чем за такой же период прошлого года. А по результатам июня рынок и вовсе "просел" на 56%: в июне текущего года в России было продано на 148 521 автомобиль меньше, чем год назад.
Десятка лидеров по числу реализованных в РФ автомобилей за первое полугодие изменилась незначительно. Напомним, раньше в нее входили (в порядке убывания): Chevrolet (125 701 автомобиль), Hyundai (102 814), Ford (97 626), Toyota (88 747), Nissan (77 547), Mitsubishi (59 274), Renault (56 590), Opel (53 523), Daewoo (52 525) и KIA (49 681). Аутсайдером нового рейтинга оказался японский производитель Mitsubishi, спустившийся с шестого на 13-е место. А на десятом месте оказался немецкий автоконцерн Volkswagen, показавший, вопреки общей тенденции, 4%-ный прирост продаж. Hyundai уступил свои позиции и сместился со второго на пятое место, а Nissan удалось обойти Toyota и выбиться на третье место в рейтинге.
Как отмечают эксперты, лучшие показатели у тех автокомпаний, которые имеют производственные мощности на территории России и не оказались перед необходимостью существенно повышать цены из-за введенных правительством с января текущего года заградительных пошлин. Поэтому неудивительно, что сразу семь компаний из десятки лидеров выпускают автомобили в РФ: Chevrolet, Ford, Toyota, Nissan, Volkswagen, KIA и Hyundai.
Больше других среди иностранных автопроизводителей пострадали Dodge (-88%), IKCO (-86%), Jeep (-85%), Chrysler (-82%), Saab (-68%), Mitsubishi (-67%), Volvo (-67%), Hyundai (-64%), Alfa Romeo (-61%) и Suzuki (-60%). Как объяснили в Suzuki, причиной падения продаж на большую величину, чем в среднем по рынку, стал процесс перехода компании на единый импорт автомобилей. Однако, как отметили в компании, ситуация уже начала нормализоваться, в частности за счет специальных программ, проводимых маркой в РФ, и в июне прирост продаж автомобилей Suzuki составил 33% в сравнении с предыдущем месяцем, а падение продаж по сравнению с июнем прошлого года составило 48%.
Падение хуже среднерыночного по итогам полугодия показали также Opel (-59%), Toyota (-57%), Honda (-57%), Lexus (-56%), Land Rover (-53%), Subaru (-53%), Chevrolet (-52%) и Ford (-50%). У китайских производителей, и так практически не представленных на нашем рынке, продажи сократились сразу в несколько раз: Chery (-83%), BYD (-73%), Great Wall (-72%). В самой выигрышной позиции среди "китайцев" оказался Lifan (-29%). Из российских автокомпаний регресс заметен у ГАЗ (-60%), Иж (-68%) и УАЗ (-52%), в то время как продажи марки Lada упали на 44%, то есть немного меньше, чем в среднем по рынку.
Люксовые бренды в своем большинстве ощутили кризис в меньшей степени, чем прочие марки. Так, за первое полугодие 2009 года количество автомобилей, реализованных маркой BMW в России, сократилось всего на 12% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. А спад продаж Audi составил 15%. Из немецкой "премиум-тройки" хуже всех пришлось Mercedes-Benz – его "потери" составили 40%. Однако в компании делают акцент на том, что эти показатели все равно отличаются от среднерыночных в лучшую сторону, и объясняют этот относительный успех тем, что Mercedes-Benz зафиксировал рублевые цены на свой модельный ряд, а также репозиционировал цены на некоторые автомобили.
Porsche в 2009 году удалось реализовать в РФ на 45% меньше, чем в 2008 году, а Jaguar – на 35% меньше. В серьезном минусе оказался японский Lexus, продажи которого на российском рынке сократились на 56%, в то время как продажи автомобилей Infiniti остались практически на прежнем уровне: всего -4%.
Cadillac и вовсе показал пусть незначительный, но прирост продаж: +2%. В российском представительстве компании объяснили это в первую очередь привлекательными ценами. Напомним, у Cadillac до недавних пор действовали огромные скидки на весь модельный ряд. Однако самые неожиданные результаты показал производитель крупногабаритных внедорожников Hummer – у этого бренда прирост продаж составил целых 104%. Как объяснили в российском представительстве марки, такой успех объясняется снижением цен на автомобили, а также обновлением модельного ряда.
Среди немногих марок, оказавшихся в плюсе по итогам первого полугодия, и испанский SEAT, чьи продажи на российском рынке увеличились на 1% по сравнению с показателями предыдущего года. Такое положение дел в местном подразделении компании связывают с проводимыми спецакциями, а также расширением дилерской сети.
Volkswagen, увеличивший продажи по итогам полугодия на 4%, объясняет прирост продаж наличием сборочного предприятия в Калуге, что позволило установить на продукцию более низкую, чем у конкурентов, цену. Кроме того, теперь, когда премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил увеличение предельной цены субсидируемых автомобилей с 350 тысяч до 600 тысяч рублей, сразу несколько моделей, выпускаемых на Калужском заводе, могут попасть под эту программу. Следовательно, продажи компании могут продолжить рост.
Самым удачливым из массовых брендов оказался Citroen, чьи показатели выросли по сравнению с прошлогодними на 39%. Российское подразделение компании говорит, что такой прирост обусловлен тем, что марка ведет агрессивную политику на российском рынке, а кроме того, регулярно проводит спецакции и держит цены на конкурентоспособном уровне. А в следующем полугодии Citroen планирует еще увеличить объемы продаж на российском рынке и выйти к концу года на отметку 14 000 проданных автомобилей.
Что касается продаж по моделям, то здесь по итогам полугодия лидирующие позиции занимают модели АвтоВАЗа. Первую десятку самых продаваемых иномарок формируют модели, которые собираются на территории России и стран СНГ. Ford Focus остается пока самой популярной иномаркой на рынке. Самыми успешными из импортируемых автомобилей стали Opel Astra, Mazda3 и Hyundai Getz.
Июньский рейтинг продаж иномарок возглавил Renault Logan. Он же лучше всех продавался и в мае. Борьба за лидерство между Focus и Logan, по-видимому, будет продолжаться до конца года. Ford может уйти в отрыв, когда перестанет останавливать конвейер на заводе во Всеволожске. У Renault есть свой козырь в борьбе за лидерство – на подходе запуск второй очереди московского завода "Автофрамос", где начнется производство хэтчбека Logan.
Делать прогнозы на второе полугодие сами производители не решаются. Все в один голос утверждают, что в данных условиях трудно что-либо предугадать. Однако все надеются на лучшее и верят, что автомобильный рынок восстановится в самое ближайшее время.
9 июля 2009 г.
Валентина Ананьева
www.autonews.ru